27.03.2020
97

Короновирус, обрушившийся на весь мир, постепенно переходит с наших лёгких на наши кошельки, и это – следующий этап «глобальной санации», как считают теоретики-экономисты.
Во многом, схожим образом начинались проблемы в США в 1927 году. Новые технологии (автомобиль и конвейер), новые реалии в образовании, новая социальная политика (права женщин) – всё поставило с ног на голову эк
ономику страны, которая была на тот момент единственным оплотом стабильности.
Вместо того, чтобы рационально распределять инвестиции в промышленность и отвечать по государственным обязательствам, американцы ринулись играть на бирже, создавая пустышки, которые начинали лопаться. Самый большой обвал произошёл в 1929 году, вследствие чего многие предприятия перестали отвечать по своим обязательствам, началась волна неплатежей, людей увольняли, население проживало накопления, теряло жильё… Не ожидает ли нас теперь то же самое?
В других странах дела шли гораздо хуже: Европа восстанавливалась после кровопролитной Первой Мировой 1914-1918, испанского гриппа 1918-1919 (который унёс 42 миллиона людей по всему миру и 39% испанцев) и финансового кризиса 1922-1923 (в Германии инфляция составила 35 тыс %), а крупнейшие страны Азии были обескровлены революциями и сменой правящего режима.
И вот сейчас, весной 2020 года, мы у порога той же самой проблемы: бизнес закрывается из-за того, что падает рубль, а также потому, что введён карантин и нет клиентов. Да, не любой вид бизнеса можно перевести в онлайн. Еду, медикаменты, одежду можно доставлять, но как быть тем, кто работает в сфере красоты и развлечений, кто занимается пассажирскими перевозками и туризмом? Получается, что сейчас силён только тот, кто производит и продаёт средства первой необходимости и тот, кто может осуществлять продажи через интернет. Можно считать, что мир перестраивается под новые цифровые реалии, под новые экологические стандарты – и это будет правдой.
Но на этом проблемы общества только начинаются. Далее произойдёт вот что: обедневший бизнес не сможет платить заработную плату сотрудникам и начнётся волна увольнений. На улице окажутся сотни людей, привыкших работать руками, а ослабевшее государство не сможет дать им какие-либо гарантии или позаботиться о них. Здесь уже может начаться социальный раскол, и мир распадётся на тех, кто смог перестроиться, и на тех, кто либо не достаточно низко пригнулся, либо не смог себя «цифровизировать».
Как бы там ни было, основные вопросы, которые сейчас должны задавать себе люди бизнеса во всём мире, это:
1. Кому нужны мои услуги или товары во время вспышки вируса? Если нужны, как их безопасно доставить? Как о них оповестить потребителей?
2. Если не нужны, то как я могу использовать свои станки, оборудование, знания, чтобы перепрофилироваться? Сколько времени и денег на это уйдёт? К слову, некоторые швейные фабрики Европы перешли на изготовление медицинских масок, а производители домашней химии стали производить обеззараживающие средства. Автомастерские стали выезжать на дом.
3. Кому нужны мои услуги или товары в мире, где люди обеднели и где закрыты границы? Возможно, есть другие способы монетизации своих умений. Так, глянцевые журналы сделали майские выпуски специально для онлайн-прочтения и переводят своих рекламодателей со страниц журнала в сеть.
4. Как я могу перестроить свой бизнес, чтобы можно было работать или управлять им на расстоянии? Что если я и мои сотрудники не могут выходить на улицу? Есть ли у меня электронный документооборот?
5. Как мой бизнес влияет на окружающую среду? Что можно сделать, чтобы он хотя бы не вредил окружающей среде? Как ни странно, это тоже очень важный фактор. Сейчас появляется много сторонников теории «санации Земли», которые считают, что мир самоочищается от неугодного ему человеческого воздействия. Чтобы быть подкованными и существовать в новой реальности «устойчивого развития», готовьтесь к нему уже сейчас.
И уже только после того, как поменяется сознание значимости бизнеса, и люди начнут мыслить более глобально и экологично, они смогу принять верное решение о том, как скорректировать свои товары и услуги и сделать их соответствующими новой реальности.
Если подойти к проблеме осознанно, то маркетинговая стратегия в долгосрочной перспективе (а в кризисное время это 4-6 месяцев) может (но не должна, всё зависит от Вас!) выглядеть так:
1. Сохранить как минимум 60% рабочих мест. Поменять систему оплаты труда на более гибкую.
2. Минимизировать постоянные расходы, снизить закупочные цены.
3. Использовать новые технологии в бизнесе: всё, что возможно и доступно.
4. Разработать новые способы коммуникации с потребителями, опираясь на их новые потребности и возможности, с минимальными затратами на продвижение.
5. Не прекращать рекламировать, чтобы не потерять нишу и долю рынка.
6. Если компания крепнет, то можно посмотреть, кого из ослабевших конкурентов можно поглотить.
Мировой опыт экономических кризисов показал, что для того, чтобы компания продолжала существовать, надо перейти на ускоренный темп и не бояться меняться. Важно искать потребителей, искать прямой доступ к ним, понимая и предугадывая их нужды. Помните, люди напуганы и не готовы расставаться со своими накоплениями.
Только не забывайте рекламировать! Используйте любую возможность: пишите на упаковке, сделайте вывеску ярче, распространяйте объявления, давайте рекламу в социальных сетях, выходите на маркетплейсы, ищите способы бесплатно встать на полки (в момент товарного дефицита это вполне реально), думайте о возможностях, которые Вам прежде были закрыты: а сейчас дверь открыта? Вы будете удивлены, но да, для многих компаний дверь открывается: иностранные компании прекращают поставки в Россию, закрывают подразделения и убыточные точки сетей. Освобождается место для новых идей и возможностей. Главное – вести себя как голодный до самореализации студент: ничего не инвестировать, кроме своих сил и желания.
Не пора ли дерзнуть?

Все статьи Компании Семантика