Статьи маркетингового агентства SEMANTIKA

Рекламные решения без бюджета

Много раз уже ко мне после выступлений подходили люди и говорили: «Всё, что вы говорите, хорошо, но вот а если нет бюджета?». А однажды был очень взволнованный слушатель, главный маркетолог крупной промышленной компании, который пожаловался: «Мне руководитель говорит, иди сам себе свой бюджет зарабатывай». Все усмехнулись, но пожалели, стали предлагать коллаборации и партнёрства. Видимо, пошёл сдвиг в сторону пополнения бюджета.

Многие маркетологи уже обращались к этой теме, составляли списки, писали книги. И всё равно вопрос встаёт. А всё потому, что ничего путного реклама без бюджета не даёт, иллюзии ни к чему.

Бесплатно можно разогнать бизнес минимум за год, даже в наше активное время. Но темпы роста будут медленными, и бизнес будет на грани выживания. Хуже того, медленные темпы означают, что тебя будут опережать на каждом повороте. Ты придумал, пока начал внедрять и раскачивать, другие уже подхватили и запустили. Как говорят, экономия никогда не приведёт к богатству.

Но всё же, не всё так плохо. Есть способы, которые поддержат тебя в любое время. Не вместо, а в дополнение. И пусть у тебя не будет иллюзий.

Например, это может быть потрясающий талант коммуникабельности в социальных сетях, большое количество друзей и знакомых, золотые руки, которые позволят написать и нарисовать яркое послание потенциальным клиентам, а также яркие видеоролики, которые способны стать вирусными и зажечь сердца людей.

В Ростове-на-Дону я восхищалась тому, как раскрашены люки в виде пиццы, в Кирове были прекрасные вывески с яркими и смешными названиями, в Оренбурге меня порадовало, что хозяйку крупнейшей сети кафе лично знает пол-города, в Севастополе были стильные витрины, а в Волгограде было много интересных сервисов.

Важно зацепить что-то одно и потянуть за ниточку. Будь-то яркий образ, или уникальный продукт, или шикарные связи, возможно, это талант общаться и продавать, или просто уникальная внешность или харизма – найди своё «нечестное конкурентное преимущество» и пусть оно поможет тебе выстроить путь.

После того, как та самая уникальность найдётся, её надо будет всячески выпячивать. Если ты ведёшь блог, то у тебя сначала уйдут те, кто привык к тебе прежнему, а потом придут новые, те, кому ты интересен совместно со своим бизнесом. Не бойся менять круг, искать новых людей, общаться и рассказывать о продукте, знакомить людей с ним, совершенствовать его по их рекомендациям…

Маркетинг без денег – это когда ты подстраиваешься под потребителя, даёшь ему то, что ему хочется купить. А маркетинг с деньгами – это повсеместное информирование всех людей, проработка их желаний и помощь в оформлении покупки. Разница колоссальная. В первом случае требуется «изделие на заказ», во втором – нужен «высокий уровень сервиса».

Ты спросишь, а что же тот маркетолог промышленной компании стал в итоге делать? Не может же он видоизменить продукт или сделать вирусную рекламу в стиле «покупай станки – будет всё окИ», хотя… Но нет, он поступил иначе: договорился о коллаборациях с партнёрами – сделал выставку и привлёк их клиентов, потом провёл фестивали среди работников и их семей, осветил это в местной прессе – повысил рейтинг HR-бренда. Его стали узнавать и уважать, сразу подтянулись возможности для дешёвой рекламы «по знакомству»: перетяжки, статьи в журналах, интервью на радио. Оставалось дело за малым – выход на федеральный уровень. Здесь ему тоже помог талант коммуницировать: приехал в Москву на выставку совместно с партнёрами, нашёл новых партнёров, через них заказчиков…

Тем временем сделал сайт, страницу в соцсети, и заработал его маркетинг своим обычным путём.