Статьи маркетингового агентства SEMANTIKA

Как развивать бизнес, не теряя его

Недавно к нам в «Семантика» обратилась руководитель женского эвент-клуба. Её клуб быстро и стремительно растёт, и теперь они с командой готовы выходить на новый уровень.


Для многих «новый уровень» означает переход от «стараемся и нас рекомендуют по сарафанному радио» до «растём и хотим, чтобы о нас узнали толпы клиентов». Однако, по исследованию проблем развития малого бизнеса и моему собственному колоссальному опыту общения с малым бизнесом (а в нашей базе более 5 000 представителей МСП!), я знаю, что не все предприниматели способны отходить от ручного управления и, тем более, доверять автоматизированным бизнес-процессам. Именно в этом и заключается основной затык развития. Не понимая, как делегировать и опасаясь потери контроля, предприниматели сами ограничивают рост своего бизнеса.


Зачастую, планируя развитие, руководители бизнеса упускают вроде бы очевидную деталь: одновременно с наращиванием продаж нужно увеличивать производственные мощности. При этом, это нужно делать так, чтобы внутри компании оставались прочные связи как между подразделениями, так и с внешними партнёрами. Особенно важно понимать то, как клиент имплементирован в процесс. Как к нему относятся? Сколько человек с ним взаимодействует?


Важно записать все точки касания и сохранить, а то и преумножить их при развитии процессов. Ведь зарплату вам платит конечный потребитель, никогда не забывайте это.
Уже только следующий момент – это отрисовка бизнес-процессов с учётом того, какими они должны быть при сохранении точек касания. Нужно ли увеличить штат? Если да, то как оптимизировать бизнес-процессы, оценить желаемый результат и посчитать, сколько ресурсов будет затрачено за его достижение. Действительно ли это окупится? Что, если рынок изменится? Что, если рынок перестанет существовать? Какие есть тренды и прогнозы? Насколько гибкой останется компания?

Не думайте, что можно строить компанию без детального продумывания бизнес-процессов. Современный цифровой бизнес не просто нуждается в структуре, он от неё не отделим.

В сфере услуг процесс расширения бизнеса схож, но ввиду специфики об этом многие не задумываются, а зря. В любой деятельности есть повторяющиеся процессы, и большинство из них подвергаются автоматизации.


К слову, в процессе оцифровки бизнеса истинные профессионалы просят выделить некий «стабилизационный фонд» под безболезненный адаптационный период. Потому что всегда, когда строится что-то новое, возникает момент «полёта над пропастью», то есть, когда ты уже не тут, и ещё не там.


Поэтому для того, чтобы клиентке расширить бизнес, надо начинать не с рекламы и маркетинга, а с базовых вещей: бизнес-процессов, пути клиента и формирования «портрета клиента». Только в таком случае можно увидеть всю полноту картины и понять, что к чему.


Клиентка восприняла информацию, задумалась и… передумала расширять бизнес, перенаправив его в элитный закрытый клуб с более высоким чеком и очередью из желающих.
«Семантика» всегда находит решения.