Статьи маркетингового агентства SEMANTIKA

Привычки россиян: когда мы готовы покупать больше

Маркетологам, работающим в России, очень повезло. Ведь с точки зрения психологии покупателя, россияне в меру гибко реагируют на новинки. Это означает, что выход на рынок новых товаров допустим и оправдан, но при этом не нужно слишком быстро менять методы и способы рекламы.

В отличие от Европы, где трудно объяснить потребителям, зачем нужна новинка, если предыдущая модель еще исправно работает, мы более любознательны.

Особенно это ощущается в отношении технологий. Когда мы в компании проводили масштабный опрос населения о том, как назвать новый российский мобильный телефон, ассоциации почти 80% населения от мала до велика были связаны с космической эрой. Назывались «Мир», «Союз», «Космос»…

Еще одно подтверждение нашей любви к технологиям – это то, что в Россия до недавнего входила в топ-рейтинг стран по интенсивности использования интернета, по количеству интернет-соединений. И, конечно, россияне считают, что техника – лучший подарок. Почти 30% женщин и детей получают мобильные телефоны и кухонную технику в подарок, а 17% населения закупается в первую очередь техникой в периоды распродаж.

Почти 20 лет наблюдая за тем, как, что и когда покупают россияне – через статистику, общение и множественные опросы общественного мнения, я прихожу к большому количеству наблюдений. Они зачастую позволяют мне практически интуитивно предсказать, какой товар будет интересен, а какой нет. Или какую услугу стоит сейчас оказывать, а какую придержать до лучших времен.

В нашей стране ввиду особенностей традиций и климата есть только три месяца, в которые наиболее целесообразен запуск бизнеса. Это сентябрь, ноябрь, март. В эти месяцы наши соотечественники наиболее благосклонны к прогулкам по магазинам, и делают это с хорошим настроением. В остальное время они либо заняты, либо устали, либо у них не осталось денег.

Есть небольшая ремарка – если речь идет о сезонном товаре, то мы сталкиваемся с другой хронологией событий.

Привычки россиян по процессу шоппинга имеют свои особенности. В отличие от тех же европейцев, наши потребители склонны к тому, чтобы проводить большое количество времени в торговых центрах и гипермаркетах, особенно зимой. Относительно недружелюбные погодные условия способствуют тому, что торговые центры становятся местом встреч подростков и молодых родителей, домохозяек.

Когда мы в моей компании делаем опросы общественного мнения, то всегда видим, что россияне любят скидки и относительно холодно относятся к подаркам, особенно, если нет выбора. Любой вопрос о программе лояльности заканчивается обсуждением размера скидки или баллов для покупки нового продукта. А если речь идет о подарках, то людям кажется, что их стоимость включили в цену, от этого эффект приятности улетучивается.

Возможно, именно поэтому набирают обороты масштабные распродажи, когда размер скидки заставляет задуматься о первоначальной себестоимости товара.

Самым популярным национальным развлечением, которое мы переняли у американского рынка, - это черная пятница, традиционный американский праздник, который теперь стал международным днем распродаж. В России он стал популярен лишь в последние годы и показал значительный рост популярности.

Посудите сами: объем продаж в интернете в черную пятницу 2020 года составил 21 миллиард рублей, в 2021 году увеличился до 40 миллиардов, а в 2022 году остался на уровне 2021 года. Учитывая стагнацию рынка на порядка 20%, это тоже успех.

Конечно, интернет становится двигателем прогресса. Если еще пять лет назад я рассказывала слушателям о том, что около трети россиян покупают товары в интернете, и это всех восхищало. Сейчас доля перевалила за 80%. Секрет прост: наша страна, ввиду ее широты и долготы, охотно использует маркетплейсы, которые ставят их на один уровень с теми, кто живет в доступе магазинов любых форматов.

Более 60% женщин покупают косметику на Wildberries, Ozon, ЯндексМаркет, СберМаркет. Более 40% россиян покупают в интернет-магазинах продукты питания. В целом, мир шоппинга перешагнул в сеть, и теперь необходимо иметь присутствие в интернете как доказательство существования.

Для того, чтобы у вас сложился бизнес, посмотрите, как часто, когда и что покупают россияне, и готовьте запуски к назначенному часу в востребованном месте.