Статьи маркетингового агентства SEMANTIKA

МеТа Маркетинг. Маркетинг в Мета-вселенных

По определению Майкрософт, метавселенная – это «цифровое пространство, населённое цифровыми представителями людей и вещей.»
Мета – это всеобъемлющее, ныне очень часто приводимое слово, означающее «обобщённость». Когда мы используем это слово в отношении вселенных (не в космическом смысле, а в смысле неких огромных сообществ), мы говорим об объединении и взаимодействии.

Что же может соединяться в рамках метавселенных? Чаще всего, в основе её видят виртуальную и дополненную реальность, реализацию облачных технологий, а также обширные вычислительные мощности квантовых технологий в воплощении Вайфай 6 и 5G.
На самом деле, это некая систематизация и уплотнение всего того, что пока существует разрозненно. Судите сами: в современных условиях объём информации удваивается примерно раз в 2 года. Для сравнения: все данные, которые мы накопили до 2019 года, равны тому, что мы получили за 2020-2021 годы. Помимо объёма информации изменилась методика работы с ней. За долю секунды поисковая система Гугл способна выделить 1 млн слов и словосочетаний по заданной теме.

Наш мир меняется: свежие газеты устаревают уже с утра, комментарии эксперты дают не отходя от кассы, и вы можете тут же с ним вступить в дискуссию. Мы уже не успеваем создавать нужные алгоритмы, поэтому они создают себя сами.
Только представьте себе глобальность изменений за последние 2 года! Если мы раньше представить себе не могли, каково это купить виртуальную одежду, то сегодня на рынке размером в 31 млрд долларов (по оценке МакКинзи) уже более 100 компаний создают её. Если раньше было не понятно, как это – платить деньги за произведения искусства, которые могут быть показаны только через проектор или компьютер, то сейчас многие молодые коллекционеры радуются, как легко можно менять оформление при помощи проецирования разных изображений.

По оценке Сити-банка, уже к 2030 году объём метавселенной в денежном выражении может достичь 8-13 триллионов долларов в зависимости от того, что мы включаем в это понятие. Для сравнения, сейчас рынок информационных технологий составляет 4,5 триллиона долларов. Рост объёма в 2-3 раза достижим благодаря созданию новых возможностей, а также сгущению сетей и плотности взаимодействия его участников. К слову об участниках, в зависимости от того, что мы понимаем под участием, их может быть от 1 миллиарда (если сужать понятие только до использования виртуальной реальности) до 5 миллардов (если говорить в общем о пользователях 5G).

Для того, чтобы предположить скорость распространения новых технологий, учёные опираются на прошлый опыт с внедрением технологий аналогичного масштаба. Например, когда появились смартфоны, они составляли только 1/3 от всего объёма мобильных телефонов.

Соответственно, если учесть эту статистику и наложить её на среднюю кривую внедрения инноваций, мы и получаем временной промежуток по переходу на метавселенные на 2025-2030 годы.

Юридически и финансово все операции в метавселенной могут сопровождаться разными видами технологии блокчейна. Например, NFT может фиксировать права на изображения и результат интеллектуальной деятельности, цифровая валюта или криптовалюта (прошу не путать) – обеспечивать финансовые взаимоотношения участников. Некие иные юридические записи позволят контролировать права собственности, патенты, меру ответственности и что-нибудь ещё, с чем мы можем столкнуться в ближайшее время.

Каким же будет маркетинг? Во-первых, (и я как сторонник оцифровки маркетинга ликую) маркетинг будет полностью оцифрован. Это значит, что мы больше не будем гадать на кофейной гуще, что именно запомнили проходившие мимо рекламного щита люди, насколько интуитивно сработала реклама на остановке, и какая доля целевой аудитории увидела рекламу в прайм-тайм.

Мы будем использовать трекеры взгляда и другие датчики для определения эффективности рекламы. Реклама станет частью цифровой воронки, которая будет под контролем искусственного интеллекта.

Скорее всего, искусственный интеллект производителей будет напрямую взаимодействовать с виртуальным помощниками потребителей через интернет вещей (IoT). Тогда, например, производитель детского йогурта Агуша будет через CRM систему фиксировать даты и количество купленных продуктов, холодильники домохозяйств по штрихкодам будут отправлять информацию о том, пользуются ли хозяева продукцией и как часто, а виртуальный персональный ассистент будет включать откорректированное количество продукции в список покупок, который направится либо в маркетплейс, либо напрямую к производителю (по аналогии с тем, как компания Чистая линия взяла всё под свой личный контроль).

Во-вторых, из-за скорости преобразований нужно будет повсеместно внедрять контейнерные решения –то есть, основы, базисы для любых действий. Будь то создание бизнеса или лекарства, дизайна или целой маркетинговой концепции.

В-третьих, нас ждёт новая эра развития психологии потребления. Мы уже давно знаем о том, как воздействовать на ваши эмоции, дорогие покупатели, умеем их считывать и знаем, когда лучше показать нужную рекламу, чтобы попасть «в настроение». Но то, что нам предстоит, гораздо шире раскрывает наш потенциал. Это экономика внимания. Она основана на личном опыте, традициях, эмоциях. Вы знали, что сильнейший маркетинговый инструмент – не слова и визуал, как мы привыкли, а обоняние? Мы уже частенько используем феромоны на полках, но новые исследования обоняния показали, что запахи воспринимаются разными людьми по-разному. Только 47% компонентов аромата воспринимается одинаково всеми людьми, а остальная часть – субъективно. Исходя из традиций, жизненного опыта, жизненного уклада, настроения и состояния здоровья.

Всё это будет происходить с нами постепенно в соответствии со шкалой инновационного процесса. До 2030 года, скорее всего, мы уже полностью перейдём на маркетинг в рамках метавселенной, так то не сомневайтесь в том, что рано или поздно придётся с этим смириться.