Статьи маркетингового агентства SEMANTIKA

Могут ли формулы управлять маркетингом

Маркетинг, как мы все знаем, это сложносочинённая наука, стоящая на стыке экономики, психологии и креатива. Только часто у маркетологов, рекламщиков и аналитиков происходит деформация, и люди забывают, в каком соотношении сохраняется идеальный баланс. В Венском университете на кафедре маркетинга меня научили, что экономика должна заметно превалировать надо остальными составляющими и составлять порядка 60%. Остальные 40% можно честно разделить между психологией (потребителей и конкурентов) и креативом, то есть созданием привлекательных и целесообразных (не стоит об этом забывать) рекламных имиджей.
Поэтому, если Вы как маркетолог по-прежнему ставите расчёт рентабельности на последнее место, то Вам стоит пересмотреть свои взгляды. Самый первый вопрос, который Вы должны честно задать себе при решении задачи: стоит ли игра свеч? То есть, если Вы будете сейчас тратить время, деньги, силы, окупится ли это всё в денежном выражении?
Да, многие скажут, что по-настоящему великие проекты создавались как глобальная мечта и не имели под собой финансовой подоплёки. И тут я с Вами соглашусь. Но таких интуитивно верных бизнес-концептов мало, их можно пересчитать по пальцам. Остальная масса проектов – это чистая математика, то есть, бухгалтерия: кредит минут дебет. Инвесторы и аналитики в один голос твердят, что стартапы больше похожи на игру в рулетку, нежели бизнес, и их 100% идеи жизнеспособны 10%, а из них на следующие уровни инвестиций выходит 30% от выживших.
Прошу обратить внимание, что под инвесторами понимаются не те, кто работает в фонде Сколково, поскольку в этом проекте много политической подоплёки и стремления показывать позитивные цифры, а проекты, выходящие отсюда, не слишком жизнеспособны. А под аналитиками понимаются не те растиражированные ребята, которые в Бизнес-Молодости заговорами снимают бизнес-табу, а некие серые кардиналы, которые годами принимают решения о рентабельности проектов от имени большой аудиторской четвёрки или работают в бэк-офисах компаний-конгломератов.
Чтобы Вас не утомлять рассуждениями о том, как инвестировать в бизнес, предлагаю вернуться к маркетингу. Учитывая, что бизнес имеет чёткие показатели, мы можем на них опираться и понимать, как должен работать процесс привлечения клиента и как взаимодействовать с конкурентами. Иначе говоря, мы понимаем, каким должен быть маркетинг и способны ставить чёткие KPI.
Если раньше мы использовали ATL и не понимали, как работает рекламный щит 3х6, сейчас уже всё изменилось. Во-первых, есть технология, пока правда запрещённая к использованию по этическим причинам, которая улавливает взгляд прохожих и позволяет понимать, сколько людей изучили рекламу на щите. А, во-вторых, мы уже накопили большое количество статистических данных, которые позволяют нам понимать, что сколько людей прошли мимо щита, сколько людей обратились и сколько людей сделало заказ. Да, пресловутая воронка продаж позволяет нам не только определить затыки в продвижении, но и понять, как отработала реклама, и стоит ли её повторить в ближайшем будущем.
Действительно, с годами мы благодаря счётчикам и статистике увидели, в каких случаях работают те или иные рекламные инструменты, поняли, какой суммы достаточно, чтобы достичь определённой цели и вполне понимаем, какая доля людей как реагирует на то или иное рекламное послание. И да, не будем себе врать, дизайн и креатив тоже являются весьма шаблонными, благодаря чему мы и их в скором времени сможем смело доверить искусственному интеллекту.
Именно исходя из накопленных данных, большому количеству теоретических работ и да, конечно, благодаря моде на систематизацию данных, которая к нам пришла благодаря цифровизации бизнеса, мы можем с погрешностью в 5-8% предположить, как будет работать тот или иной набор рекламных инструментов. Встраивая виды бизнеса в категории и утончая настройку по другим параметрам, мы можем подобрать к ним рекламные инструменты. Выбрав степень агрессивности конкуренции и пожелания по маркетинговой стратегии, мы можем задать границы по расходам на продвижение.
Будущее уже с нами. Осталось сделать последний шаг. И дальше уже мы сможем общаться с виртуальным помощником по маркетингу примерно так «Привет, Марк!».
Автор : Анна Петухова
Основатель компании Semantika (Семантика)
 https://www.instagram.com/anna_semantika/